Автомобили

Сделано на ЗИЛе: уникальная амфибия для десанта

Экспериментальный автомобиль, получивший собственное название «Дельфин» ЗИЛ‑135П, представляет собой десантно-транспортную амфибию, созданную в феврале 1965 года.

О получении в свои руки военно-транспортной амфибии советские вооруженные силы задумывались сразу по окончании войны. И подобные автомобили были созданы, к примеру, легкий ГАЗ-46 или более крупный ЗИС-485. Задачей же новой амфибии было превзойти их по таким параметрам, как грузоподъемность, устойчивость на воде и намного большие габаритные размеры.

Конструкция автомобиля. Годом начала работ над созданием амфибии стал 1961. Основой для него послужило четырехосное шасси с длинной базой от ЗИЛ-135К. Для того чтобы иметь возможность успешно вписать его в корпус, пришлось увеличить колею на 200 мм, и ее величина составила 2,5 метра. Помимо этого, две силовых установки были перенесены инженерами в заднюю часть платформы. Это позволило отбирать мощность для гребных винтов с носка коленчатого вала, а колесный привод сделать по стандартной схеме.

 

Основой для него послужило четырехосное шасси с длинной базой от ЗИЛ-135К. Для того чтобы иметь возможность успешно вписать его в корпус, пришлось увеличить колею на 200 мм, и ее величина составила 2,5 метра.

Корпус автомобиля был сделан из стеклопластика, с расчетом на высокие мореходные качества. Испытания проводились еще во время первых этапов проектирования, в бассейне ЦНИИ имени Крылова. ЗИЛ-135П стал самой быстроходной амфибией в мире, с мореходностью в 4 балла, что было феноменальным для машин такого класса.

В передней части машины находилась трехместная кабина с панорамным обзором. Непосредственно за ней находился десантный отсек, где можно было разместить 22 человека либо же 5 тонн груза, а моторный отсек находился в корме. Особенностью этого автомобиля было то, что он не имел рамы и подвески. Несущую функцию возложили на прочный корпус, а плавность движения обеспечивалась шинами, диаметром 20 дюймов.

В передней части машины находилась трехместная кабина с панорамным обзором.

Испытания. После успешного прохождения испытаний на Москве-реке, амфибия была отправлена на морские испытания в Калининградскую область. В первый раз в море ЗИЛ-135П вышел в октябре 1965. Сами же военные моряки, на базе которых и проводились испытания, продемонстрировали довольно скептическое отношение к разработке. Но машина продемонстрировала себя только с лучшей стороны. Амфибия успешно передвигалась при волнении до 5 баллов, и могла выбраться на берег с 15-сантиметровым ледяным припаем.

После успешного прохождения испытаний на Москве-реке, амфибия была отправлена на морские испытания в Калининградскую область.

Заключение. Проведение осенних испытаний помогло наглядно продемонстрировать полноценный потенциал амфибии, и работы были продолжены. Но ненадолго, так как в 1969 году проект был закрыт. Официальной причиной объявили отсутствие производственных мощностей, а неофициально сказалась высокая цена готовых машин. Опыт в постройке ЗИЛ-135П пригодился конструкторам при проектировании амфибий серии ПЭУ-1.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»