«Бот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач? | Автоновости

«Бот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?


Поводом к этому материалу явился один из объяснений нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем некорректности в заглавиях типов коробок передач: мол, ни при каких обстоятельствах недозволено называть «бот» «автоматом», так как это различные вещи. Что ж, с одной стороны, таковой упрёк не нов: рядовой пользователь совсем не должен знать профессиональную терминологию, ему основное – чувство от езды. С иной, мы поразмыслили и решили всё-таки отдать пояснения по этому вопросцу, благо значительная часть нашей аудитории не приемлет гаражный сленг и хочет знать, как по сути «правильно», как по науке.

Вот с науки и начнём, и не с какой-либо, а с «Теории автоматического управления», конкретно она поможет нам разобраться с коробками – базы ТАУ дают студентам фактически хоть какой инженерной специальности. Нет же, мы совсем не собираемся грузить читателей механизмами работы регулятора Уатта и описанием пропорционально-интегрального закона как 1-го из принципов автоматического регулирования систем. ТАУ дает куда как наиболее обыкновенные постулаты, некие из которых мы приспособляем для пояснения легкого, чудилось бы, и ясного как денек вопросца: чем различается кар с ручной коробкой от кара с автоматической?

С ответом торопиться не будем, а уточним, что ТАУ описывает разбивку всех систем по типу управления на последующие: «ручные», «автоматические» и «автоматические». Что это значит в приложении к кару? Это значит, что если шофер:

  • А – сам выбирает передачу - скажем, решает, что вот сию минуту необходимо перейти с третьей на вторую или с 6-ой на седьмую, и
  • Б – сам переключает ступень при помощи механического привода, на одном конце которого – рука водителя, на другом – каретка синхронизатора...

...то коробка по аспекту «тип управления» классифицируется как «ручная».

Рычаг переключения передач кара Porsche 911

Сходу перескакиваем на 3-ий вариант – «автоматические». Обычная логика дает подсказку оборотное: если электроника задумывается за водителя по полной программке, при всем этом

  • А – выбирает ступень, другими словами, сама решает, куда переключиться на этот момент – ввысь или вниз, и
  • Б – сама производит это переключение...

...сделалось быть, перед нами коробка, которая по аспекту «тип управления» классифицируется как «автомат» или «автоматическая».

Селектор коробки передач кара Opel Insignia Country Tourer 2018

С вариантом «автоматическим» на данный момент знакомы большей частью гонщики - скажем, управляющие болидами Формулы-1. За водителем в этом случае остаётся лишь выбор ступени: шофер даёт сигнал – замыкает контакт, а электроника, следуя этому указанию, уже производит сам процесс включения передачи при помощи сервопривода.

Из всего изложенного навязывается обычной вывод: тип коробки передач по аспекту «тип управления» не предполагает ровненьким счётом никаких конструктивных особенностей той части коробки, в какой трансформируется момент. Это принципиально, поэтому что одна и та же коробка, как мы покажем ниже, по аспекту «тип управления» будет «автоматической», а по аспекту «тип трансформации момента» - «механической». Может ли такое быть?

“Механическая” и “ручная” - это одно и то же?

Да, ещё как может! Лишь для начала давайте зададимся вопросцем, правильно ли называть «ручные» коробки «механическими» - как бы, это издавна вошло в обиход. Да, мы к этому привыкли, так как в 80-е, 90-е и первой половине 2000-х широкий пользователь фактически не знал остальных автоматических коробок не считая гидромеханических, представляющих из себя пару гидротрансформатора и планетарного редуктора.

Автоматическая коробка 9G-TRONIC Mercedes-Benz

Тут оговоримся сходу: в рамках реального материала мы не рассматриваем эволюцию конструкции коробок. Малой серией иногда выпускали такую всячину, что люд недоумевал: для чего? В любом случае, о этом мы напишем отдельную статью, там будет о чём побеседовать. Произошедшая замена «ручные - означает механические» ничего отвратительного не несёт, тем наиболее, что почти во всем это отражало потребительскую картину авто мира в три десятилетия до середины двухтысячных.

Механическая коробка МТ6 Opel

Меж тем, слово «механический» по аспекту «тип преобразования момента» значит, что вращающий момент в коробке возрастает или миниатюризируется без внедрения пневматических, электронных или других устройств, не считая механических. Проще говоря, вращающий момент, поступающий в коробку, изменяется за счёт взаимодействия 2-ух всех «железок». Направьте внимание, что мы говорим «железяки», а не «шестерёнки»: этот аспект группировки коробок передач уже впрямую увязан с конструкцией агрегата.

Трёхвальные и двухвальные

Итак, система. Начнём с «ручных» коробок, так как тут есть свои индивидуальности. В применении к ним мы нередко слышим: «двухвальная» или «трёхвальная». Это весьма увлекательный термин, который поменял значение со временем. Когда-то он означал количество валов, участвующих в передаче мощности на ступенях фронтального хода. На данный момент он значит количество пар шестерен, через которые передаётся момент на одной передаче фронтального хода. У трёхвальных коробок таковых пар две: шестерни первой пары располагаются на входном и промежном валах, шестерни 2-ой – на промежном и выходном. У двухвальных коробок таковая пара одна. Другими словами, количество валов, на физическом уровне имеющихся в коробке, тут совсем ни при чём.

Механическая коробка Mercedes-Benz GLA

Напомним, что ещё за длительное время до возникновения фольксвагеновских DSG, где ведомые шестерни чётных передач располагаются на одном валу, а нечётных – на другом, ручные коробки стали созодать с 2-мя выходными валами – просто для того, чтоб повышение количества ступеней не влияло на повышение длины, а проще говоря, чтоб коробку было легче расположить под капотом при поперечной компоновке агрегата. Само собой, ни о каком «преселективном» включении ступеней речи тут не шло.

Трёхвальные коробки – классические, от их стали отрешаться по мере вытеснения продольной компоновки компоновки подкапотного места на легковых карах от А до D класса поперечной. Обычный её признак – наличие передачи с передаточным числом 1,0, когда момент передаётся без роли шестерен: минуя промежный вал. Передача эта – компромиссная, так как при расчёте это число постоянно выходит или больше, или меньше единицы. С течением времени всё огромную местность стали отвоёвывать двухвальные коробки, которые, с одной стороны, дают наименьший габарит, а с иной, инженеры, проектируя их, избавлены от необходимости принужденного внедрения передачи 1,0.

«Гидро» без «механики»

Возвращаемся к группировке коробок по аспекту «трансформация вращающего момента». Наличие гидравлического звена (гидротрансформатора), в каком на части режимов меняется момент, автоматом относит коробку к типу «гидромеханических», при всем этом совсем непринципиально, как устроена та часть коробки, которая идёт опосля гидротрансформатора – это быть может и планетарный редуктор, и… вариатор. Да-да, эпитет «гидромеханический» так крепко закрепился за традиционной конструкцией «автомата», состоящего из гидротрансформатора и планетарного редуктора, что по инерции ни к какой иной коробке мы его уже не применяем. А напрасно.

Схема передачи вращающего момента коробки передач DSG Volkswagen

Специалисты Росстандарта при выдаче сертификата, позволяющего продавать новейшие авто (одобрение типа тс, ОТТС), непременно определяют конструктивный тип коробки. Скажем, для версии Nissan Qashqai с вариатором это «гидромеханическая».

Меж тем, бывают и коробки передач, сконструированные на базе вариатора, которые недозволено отнести к «гидромеханическим» по той обычной причине, что меж движком и шкивами вариатора нет гидравлического узла, изменяющего момент. А что все-таки там есть? Обычно, это два влажных многодисковых сцепления, одно из которых отвечает за фронтальный ход, а 2-ое переключает поток мощности на задний. Схожая вариаторная коробка установлена, например, на Lifan X70, у которого в графе «коробка» одобрения типа тс обозначено: «механическая».

И вот здесь мы подошли к принципиальному моменту: зависимо от аспекта группировки коробок передач, вариаторная коробка без гидротрансформатора быть может сразу и «механической», и «автоматической». «Механической» она быть может по типу трансформации вращающего момента – в её конструкции отсутствует гидротрансформатор, «автоматической» - по типу управления. А давайте зададимся вопросцем: может ли вариаторная коробка быть и «механической», и «ручной»?

Селектор коробки передач кара Jaguar XF Sportbrake 2018

Оказывается, может! Водителю для этого пригодится рычаг с приводом, раздвигающим и сдвигающим половинки пары шкивов – ведущего и ведомого, и не наиболее того. Надобности в этом нет никакой, потому такового огорода ни один автопроизводитель городить не станет, но никаких технических препятствий к организации ручного управления вариатором нет.

“Робот” - это “автомат”?

Сейчас давайте попробуем без помощи других найти тип упомянутой коробки концерна Volkswagen, которая для каров марки VW имеет аббревиатуру DSG, другими словами, direct shift gearbox. С одной стороны, шофер машинки с коробкой DSG не выбирает передачу и не включает её - сделалось быть, по типу управления, коробка «автоматическая». В конструкции коробки нет гидротрансформатора – на его месте стоят или два сухих сцепления, или два пакета фрикционов, работающих в масляной ванне. Сделалось быть, по типу трансформации вращающего момента DSG – это обычная механическая трансмиссия, что и фиксирует ОТТС на всякую из моделей концерна VW с таковым агрегатом - скажем, на Skoda Octavia.

Коробка DSG Volkswagen

Уточним, что в потребительской среде русских автовладельцев такие коробки принято называть «роботами». Откуда это пошло? От бездумного перевода западных пресс-релизов и статей. Снова же, если раздельно взятый пользователь представляет для себя систему, которую он именует «механизированной коробкой», то ничего отвратительного в этом нет, максимум, что может случиться – его не усвоют, ведь слово «механизированный» в применении к коробки не несёт ровненьким счётом никакого типа конструкции или принципа деяния коробки.

Речь может идти как о коробках типа double clutch transmission (то же, что и DSG, лишь общее заглавие), так и о коробках single clutch transmission, другими словами, о агрегатах с одним автоматом срабатывающим сцеплением. Такие коробки были всераспространены ещё некое время вспять: к примеру, коробку Easytronic обширно применяли в Opel.

Коробка Easytronic Opel

В конце концов, «механизированными» коробками нередко именуют и такие, в каких часть функций по включению передачи берёт на себя электроника. Такие агрегаты хотя и редко, но встречались на рынке. Скажем, коробка Porsche Sportomatic, разработанная ещё в конце 60-х: у машинки было две педали – газ и тормоз, при всем этом сцепление срабатывало автоматом, когда шофер обыденным рычагом переключал каретки синхронизаторов из 1-го положения в другое. Все перегрузки при всем этом сглаживал гидротрансформатор.

В общем, давайте гласить правильно! А сейчас вернёмся к вопросцу, с которого мы начали статью: что все-таки различает кар с ручной коробкой от машинки с «автоматом»? Ответ прост: количество педалей. В первом случае их три, во 2-м – две. Фактически, это и есть основной вывод, который необходимо уяснить, остальное – детали…

Источник: kolesa.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий